Аналитики «ГлобалМедиа», в сотрудничестве с приглашёнными экспертами и представителями регионального бизнеса, подготовили индекс деловой активности «ГлобалМедиа PMI» для России за сентябрь 2024 года.
Индекс деловой активности ГлобалМедиа PMI в сфере услуг за сентябрь 2024 года, известный как GM Global Services Russia PMI Index, составил 50,7 п.п. Это значение ниже, чем в августе, когда показатель был на уровне 53,2 п.п. За аналогичный период индекс деловой активности от S&P Global (Global Russia Services PMI by S&P Global) снизился с 52,3 п.п. до 50,5 п.п.
Основные выводы
- В течение третьего месяца подряд индекс деловой активности превышает отметку в 50 п.п., и его текущее значение составляет 50,7 п.п. (+0,7 п.п.). По сравнению с августом индекс снизился на (-2,5 п.п.).
- На фоне снижения потребительского спроса наблюдается замедление темпов роста деловой активности.
- Инфляционное давление продолжает усиливаться.
- Прогнозы экспертов относительно как ближайших, так и отдалённых перспектив остаются оптимистичными.
Текущий индекс GM PMI
Результаты анализа опросных листов показывают наличие следующих тенденций в исследуемом месяце:
- В сентябре наблюдалось незначительное увеличение деловой активности, что обусловлено снижением спроса со стороны клиентов и уменьшением количества новых заказов.
- Индекс деловой активности GlobalMedia PMI составил 50,7 п.п., что указывает на незначительное увеличение объёма производства.
- Анализируя динамику индекса, специалисты ГлобалМедиа отмечают, что наиболее заметный рост наблюдается в компоненте «Цены» (+6,5 п.п.). В то же время, по сравнению с предыдущим месяцем, наблюдалось снижение показателей «Занятость» и «Незавершённые заказы».
Краткосрочный прогноз
Анализ результатов опросов демонстрирует улучшение ожиданий на следующий месяц. В сентябре лишь 40% респондентов предсказывают ухудшение деловой среды в будущем месяце, в то время как в прошлом месяце этот показатель составлял 42%.
Долгосрочный прогноз
Эксперты также прогнозируют положительные изменения в долгосрочной перспективе, предполагая улучшение условий для развития бизнеса. В сентябре 54% опрошенных респондентов (в августе этот показатель также составлял 54%) выразили мнение, что в ближайшие 12 месяцев в стране будет наблюдаться положительная динамика.
Экспертные мнения
Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам «ОБИТ»: «В ближайшие месяцы мы ожидаем активизацию рынка информационных технологий, чему будет способствовать традиционный рост спроса в осенний период, а также введение новых ограничений на предоставление ряда ИТ-услуг, облачных решений и программного обеспечения с сентября. Компании будут ускорять переход на отечественные сервисы и строить ИТ-инфраструктуру на базе отечественных аналогов. Уверен, что положительная динамика в направлении ускоренной цифровизации с акцентом на импортонезависимость сохранится».
Алексей Сапин, директор по маркетингу ГК REDMOND: «Главные факторы, которые сегодня оказывают максимальное давление на рынок, – это, конечно же, инфляция и кадровый голод. Они доминируют в краткосрочном планировании большинства бизнес-юнитов. Высококвалифицированные кадры постепенно вымываются из экономики по понятным и естественным причинам, и их, к сожалению, практически невозможно заместить новым поколением ни количественно, ни качественно. Бизнес вынужден повышать свои расходы на оплату труда сотрудникам, чтобы как минимум сохранять объемы производства и продаж. Такая ситуация способствует инфляции, которая в перспективе будет разгоняться еще быстрее, невзирая на попытки Центробанка. Издержки на персонал в совокупности с трудностями, вызванными санкциями, доступностью валютных операций, растущей стоимостью логистики и инфраструктурными издержками заставляют бизнес пересматривать свое ценообразование».
Кирилл Федулов, сооснователь и директор по развитию сервиса Okdesk: «Без работы сервисных компаний бизнес-процессы многих организаций, в том числе государственных корпораций, остановятся. Но данная сфера остается незаметной: в России для этого типа деятельности нет специализированной классификации в рамках ОКВЭД, отсутствует единый реестр сервисных организаций. В итоге, государственные структуры не в состоянии оценить объемы этого сектора, а заказчики сталкиваются с трудностью выбора надежных подрядчиков. По нашим подсчетам в сервисном бизнесе работает до 1 млн человек из разных сфер бизнеса. Среди типичных проблем сервисных компаний можно выделить низкий оборот, нехватку квалифицированных кадров, неэффективную работу сотрудников и утечку заказов, вопросы к качеству обслуживания и другие. Организация и автоматизация бизнес-процессов у сервисного бизнеса в России находится на начальном уровне. Владельцы и руководители зачастую принимают управленческие решения без опоры на данные, что становится причиной ошибок, и приводит к репутационным и финансовым потерям. Для повышения зрелости и эффективности, а также для роста качества оказываемые услуг в сфере сервисного обслуживания необходимо автоматизировать внутренние процессы компаний, например, внедряя системы класса help desk. Сейчас это необходимое условие для успешного роста и поддержания конкурентоспособности. Только таким образом, можно увеличить эффективность и улучшить качество предоставляемых услуг».
Подводим итоги
«В течение третьего месяца подряд индекс деловой активности превышает отметку в 50 п.п., что указывает на устойчивое восстановление экономической активности. Текущее значение индекса на уровне 50,7 п.п. свидетельствует о небольшом росте по сравнению с предыдущим месяцем (+0,7 п.п.). Однако снижение индекса на (-2,5 п.п.) по сравнению с августом указывает на замедление деловой активности. Снижение потребительского спроса и усиление инфляционного давления являются основными факторами, сдерживающими рост деловой активности. Несмотря на эти вызовы, эксперты сохраняют оптимистичные прогнозы как на ближайшие, так и на отдалённые перспективы», — подводит итоги директор по работе с корпоративными клиентами Алена Потапова.
____________________________________________________
О проекте «Индекс деловой активности в сфере услуг ГлобалМедиа PMI»
Общественная редакция в Туле
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.